Ансамбль сооружений монастыря Нор Гетик находится в верхнем течении реки Агстев. Заросшие дубовым лесом склоны ущелья небольшой, но бурной горной реки определили композицию его сооружений. Необходимо отметить, что Нор Гетик был возведён на месте разрушенного землетрясением 1188 года древнего монастыря Гетик.        В строительстве монастыря принимал участие Мхитар Гош – политический деятель и выдающийся учёный средневековой армении, автор первого Судебника, писатель и автор многочисленных придч и басен. В его честь монастырь называется также и Гошаванком. Здесь Гошем была основана школа, воспитанник которой Киракос Гандзакеци написал «Историю Армении».        Известно также участие в строительстве монастыря талантливого зодчего Мхитара и его помощника Ованеса. Ими, а также и другими зодчими в Нор Гетике возведены: церковь Сурб Аствацацин – 1196 год, церковь Сурб Григор – 1231 год, церковь Сурб Григор Лусаворич – 1241 год, притвор – 1203 год, книгохранилище с колокольней - 1291 год, здание школы – XIII век, галерея – XIII век, часовни XIII век.        Основные церкви монастыря принадлежат к распространенному крестово-купольному типу с четырьмя приделами в углах. Также традиционны небольшие сводчатые часовни с полукруглыми алтарными апсидами на их восточных сторонах.        Интерес представляет церковь Сурб Григор Лусаворич – небольшое сводчатое сооружение, повторяющее тип однонефных базилик Армении V века. Её интерьер отличается нарядным декором, алтарная апсида оплетена гирляндами изящного растительного, чередующегося с геометрическим, орнамента. Колонны по сторонам апсиды и у свода украшены витыми каннелюрами, орнаментированы и проёмы дверей, ведущих в алтарные приделы. Внешнее убранство церкви не менее богато. Тимпан стрельчатой арки западного входа заполнен тончайшим узором, образующим розетки, аналогичным узором покрыт прямоугольный пояс, обрамляющий портал. Резьба создаёт впечатление кружевной ткани. Восточный и западный фасады церкви украшены изящной аркатурой. Всё убранство свидетельствует о мастерстве зодчих и строителей.        Монастырское книгохранилище с колокольней примыкает к обширному зданию школы, дошедшему до нас в руинах. Его значительная – 195 квадратных метров – площадь а также имеющиеся исторические упоминания дают основания предполагать, что здесь не только занимались воспитанники, но составлялись и переписывались рукописи. Стены этого прямоугольного помещения сложены из крупных камней грубой тёски, в них сохранились гнёзда деревянных балок перекрытия, которое, как и большинство подобных, имело три деревянных шатра со световыми отверстиями.        В нор Гетике сохранились оригинальные образцы хачкаров. Особенно выделяются работы резчика Павгоса. Лучший из них – хачкар 1291 года, имя резчика можно прочесть в нижней звезде его левой стороны. На фоне чёткого геометрического узора, покрывающего хачкар, выделяются основные элементы композиции – крест на щитообразной розетке и восьмиконечные звёзды в углах.        Местный фольклор, как и везде в мире, не обходит своим вниманием выдающиеся личности. Так, о Мхитаре Гоше рассказывают, что однажды ему во сне явился бог, сказавший: «Слушай внимательно, Мхитар, семь лет подряд будут плодородными, запасись хлебом, потому что в следующие семь лет будет засуха». Послушавшись бога, Мхитар на средства монастыря выстроил амбары и наполнил их зерном. Когда случилась засуха и хлеба стало недоставать, он изготовил круглую миску «гуш» и ею стал отмерять людям хлеб. За это Мхитар был прозван людьми «Гушем», а после смерти его и место назвали Гуш или Гош.